Вопрос обязательного автострахования в Кыргызстане назрел уже давно. Сейчас в Жогорку Кенеше готовиться законопроект «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО), который может быть принят уже в конце следующего года. Однако до этого, как говориться, нужно еще дожить. Поэтому мы решили выяснить, как сейчас обстоят дела с автострахованием у нас Кыргызстане и поговорили на эту тему с председателем правления страховой компании «Кыргызинстрах» Тезекбаевой Динарой Сарылбековной.
- Динара Сарылбековна, а какие формы обязательного страхования на сегодняшний день есть в Кыргызстане?
- По обязательной форме страхования в Кыргызской Республике сейчас действуют 4 закона: обязательное страхование гражданской ответственности организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты, работодателей за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, перевозчиков опасных грузов и страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами. Активно из них работают 3 закона. Как правило, их соблюдают добросовестные и законопослушные страхователи, главным образом юридические лица с иностранными инвестициями.
- Вы сказали, что работают только три закона, а какой закон не работает?
-Не работает у нас закон об ответственности перевозчиков перед пассажирами. По закону, если пассажир, во время нахождения в транспорте, получил травму, то перевозчик обязан выплатить пострадавшей стороне расходы на восстановление здоровья. К сожалению большинство перевозчиков просто игнорируют этот закон.
- Много ли у нас людей, страхующих свои личные автомобили?
- Из объема нашей компании — это примерно около 50% от общего числа договоров страхования транспортных средств. К этому проценту относятся те физические лица, которые самостоятельно пришли и застраховали свои автомобили, а также те, кто ранее имели опыт взаимодействия со страховыми компаниями через банковские учреждения. Вообще автострахование у нас в республике получило развитие с банковских кредитов. Когда люди приходили в банк, чтобы получить займы, то зачастую они использовали в качестве залога свои транспортные средства. Разумеется, банк в данном случае несет определенные риски, ведь он не может взять и закрыть машину у себя на складе. Заемщик продолжает эксплуатировать свой автомобиль и при этом возможны всякие непредвиденные случаи , как ДТП, причем не обязательно по вине заемщика. Для предупреждения подобных рисков банки обращались в страховые компании. В случае, если автомобиль заемщика получает повреждения, то он не отвлекает средства на ремонт автомобиля, за него ремонт осуществляет страховая компания, а сам заемщик продолжает выплаты банку.
- Как вы знаете 8 июня у нас в Бишкеке прошел ураган и большое количество автомобилей пострадало из-за упавших деревьев и рекламных щитов. Многие автовладельцы потребовали от государства компенсаций, но МЧС республики сообщило, что по законодательству владельцам движимого имущества компенсации не выплачиваются. Справедливы ли требования автовладельцев?
- Я считаю, что всем нам нужно переосмыслить свое отношение к государству. В данном случае государство ничего не обязано выплачивать гражданам, у которых пострадали автомобили. У нас люди привыкли жить и надеяться на государственные компенсации и думать, когда же государство нам что-то даст. Мы живем в рыночных условиях, надеяться не на кого. Вот поэтому мы (страховые компании) и пытаемся привить нашим гражданам страховую культуру. Это не так дорого по большому счету. Автомобильное страхование покрывает такие риски, как ДТП, стихийные бедствие, куда входят ураганы, наводнения или град, злоумышленные действия третьих лиц, кражи со взломом, и конечно угоны автомобилей.
- Если автомобиль застрахован и происходит ДТП то что в таком случае нужно делать водителю?
- Водителю необходимо позвонить аварийному комиссару страховой компании, который сразу же приедет на место ДТП. Если авария происходит далеко от города, то водителю нужно зафиксировать все на камеру своего телефона, а затем позвонить своей страховой компании и сообщить о случившемся. Тем не менее обязательно нужно обратиться в милицию и написать заявление.
- Бывают ли случаи, когда можно не вызывать сотрудников ДПС на место ДТП?
- Вызывать милицию нужно в любом случае, однако есть такая практика, которая называется Европротокол. Она применяется, когда на взгляд участников ДТП, причиненный ущерб минимален и можно договориться самим без участия сотрудников милиции. Согласитесь, что нет никакой нужды создавать пробку на дороге из-за небольшого повреждения. Однако, это пока это не для нашей страны. Мы пока на начальном этапе развития страхования.
- Сейчас в парламенте готовится законопроект об обязательном страховании ответственности автовладельцев. Как Вы считаете, правильно ли поступают законодатели, обязывая всех автовладельцев приобретать страховые полисы?
- На мой взгляд это правильное решение. Объясню почему. Представьте себе следующую ситуацию: происходит авария и вы получаете серьезные травмы. На ваше лечение требуются значительные средства, а зарплата виновного водителя десять тысяч сом в месяц и по закону он будет выплачивать вам 25% от своего месячного дохода, то есть всего 2500 сом. Вот для того, чтобы избежать подобных ситуаций, государство и вводит обязательное автострахование. В таком случае, страховая компания берет на себя все выплаты пострадавшей стороне в объеме, предусмотренном страховым полисом.
- Допустим, человек приходит в страховую компанию для приобретения страховки, какие документы он должен предоставить?
- Ему нужно предоставить лишь водительское удостоверение и документы на автомобиль, доказывающие, что именно он является владельцем данного движимого имущества.
- Чтобы вы хотели пожелать лично от себя нашим водителям?
- Мне бы хотелось пожелать нашим водителям быть осторожнее на дорогах и надеюсь, что они будут тщательней соблюдать правила дорожного движения, чтобы у нас происходило как можно меньше ДТП.