Tazabek - В 2015 году все сферы деятельности Кыргызстана в различной степени почувствовали влияние мирового кризиса, девальвации национальных валют России и Казахстана, а также последствия роста курса доллара и снижения стоимости сома. Такой сегмент торговли, как авторынок, не стал исключением, оказавшись в условиях сильнейшего кризиса.
Ситуация на авторынке: Продавцы стараются вернуть свои деньги, но рынок «мертвый»
По словам предпринимателей, занимающихся импортом и последующей реализацией автомобилей на территории Кыргызстана, предпосылки развития кризисной ситуации на авторынке были заметны еще несколько лет назад. В целом торговля «стоит» с осени прошлого года, однако наиболее явный спад деятельности начался после вхождения Кыргызстана в Евразийский экономический союз. «Одна из причин застоя заключается в том, что перед интеграцией Кыргызстана в союз люди приобрели большое количество автомобилей с целью дополнительного заработка, но надежды не оправдались. В связи с этим люди всячески стараются продать купленные авто, чтобы вернуть вложенные деньги», - сказал продавец авторынка «Азамат» Евгений.
Автоперевозчик авторынка в селе Лебединовка отметил, что в условиях явного кризиса бизнес в Кыргызстане, в частности, в сфере автоторговли, нерентабельный. «Не только машины, сейчас хлеб не продается. Мы распродаем остатки и уходим с рынка. Сейчас многие хотят закрыть свой бизнес, так как у людей денег нет. Некоторые взяли кредиты, заложили имущество, поэтому им необходимо «вытащить» свои деньги», - высказал свою точку зрения продавец авто Салават.
Также он добавил, что на данный момент на рынке Кыргызстана реализуются автомобили, которые были завезены в конце 2014-начале 2015 годов, так как новые никто не пригоняет.
«Никто новый завоз не загнал, все распродается по старым ценам, но все равно мы «попали» с растаможкой [повышение таможенных пошлин с 1 января 2015 года], по новым расценкам никто завозить уже не будет», - пояснил Салават.
В целом, продавцы авторынка в селе Лебединовка отмечают снижение цен на все марки автомобилей в среднем на 30%. Некоторые делают прогнозы о том, что цены так и будут снижаться. «Цены упали на все машины. Вот этот мерс [Mercedes-Benz E klass (W210 кузов)] в прошлом году был по $6 тыс., сейчас мы продаем по $3 тыс. Цена упала почти вполовину. Другой Mercedes раньше продавали по $7 тыс., сейчас мы уже отдаем его за $4 тысячи. Мы вытащим почти те же деньги, что и вложили», - сказал Азамат.
По словам продавца Александра, цены снизились на 7-10%. «Продажи плохие из-за чего? Денег нет у людей. Также курс доллара сейчас высок, люди продают скот за сомы, затем им нужно покупать доллары. За счет этого людям тяжело покупать, раньше-то курс 52 сома был», - сказал он.
На авторынке «Азамат» также говорят о снижении цен на машины различных марок, добавляя, что в результате стоп-режима торговли большая часть сделок происходит не с помощью наличной валюты, а посредством обмена одного авто на другое. «По сравнению с прошлой осенью цены в среднем упали на $1 тыс., может чуть больше. Весь сезон был мертвый. Мы надеялись, что продажи немного повысятся, но наши надежды не оправдались. Все хотят подешевле, до $5 тыс. Но в этом случае речь идет о б/у машинах, которые находятся на территории Кыргызстана уже несколько лет. Если же машина стоит $10 тыс. и цена не опускается, то она так и стоит. Получается, что продается то, что на 30-40% ниже рыночной цены», - сказал один из продавцов.
В среднем, по мнению продавцов рынка «Азамат», стоимость дешевых машин снизилась на $500-$1000, дорогих – на $5 тыс. Но, несмотря на это, наиболее востребованными в данной ситуации являются дешевые машины среднего класса стоимостью до $5 тыс.
Мнения относительно причин возникновения «застоя» у автоперевозчиков сходится.
Большинство из них отмечает, что кризис и последующее снижение цен связано с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, так как после интеграции выросли таможенные пошлины и открылись границы. «Приблизительно таможенные пошлины поднялись на 20-30%. В интернете есть специальная таблица, по которой можно посмотреть и определить, какую плату нужно внести за ту или иную машину. Для того, чтобы разобраться в данной таблице, достаточно элементарных математических знаний», - отметил один из продавцов.
Автоперевозчик Алексей добавил, что после снятия барьеров на границах люди стали активнее завозить российские машины в Кыргызстан, несмотря на то, что раньше выгоднее было перегонять автомобили из Кыргызстана в Россию. «Завозить машины из России дешевле. К примеру, я знаю, что хороший Volkswagen Passat B3 там купили за $900. Если к этой стоимости добавить доставку и другие расходы, получается, что здесь он будет продаваться за $1500», - сказал он.
Еще одной причиной снижения уровня продаж, по мнению продавца авторынка в Лебединовке, является проблема реализации праворульных машин. «Праворульные машины сейчас спросом не пользуются, из-за вхождения в Таможенный союз люди боятся. Мы, например, занимаемся продажами и праворульных машин, и леворульных, но сейчас вообще ничего не продается», - сказал Александр.
Продавец рынка «Азамат» также высказал свою точку зрения о праворульных машинах: «Сейчас продать такую машину достаточно сложно, за исключением, если ты предлагаешь очень низкую цену. Народ сейчас боится покупать праворульные машины из-за разговоров о том, что в 2016 году их запретят, и они обесценятся. Однако у нас перед глазами пример – Казахстан. У них же в свое время этого не произошло, хотя предпосылки были», - сказал он.
После перечисления причин кризиса на рынке автотранспорта автоперевозчики отмечают, что множество предпринимателей, занимающихся импортом машин, собираются закрыть свой бизнес и найти другой вид деятельности.
Экспертная оценка или 6 факторов «вымирания» авторынка
По мнению президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергея Пономарева, существует 6 причин, которые в совокупности способствовали возникновению кризисной ситуации в сфере торговли автотранспортом.
«Есть одна характерная причина, не только для авто, но и для всей торговли — макроэкономические законы. Предполагается, что в торговой деятельности должно участвовать не более 10% трудоспособного населения, мы давно переступили эту планку. Национальный статистический комитет выдает информацию о том, что в торговле работает около 400 тыс. человек — это официально. Предположительно, у нас трудоспособного населения около 2 тыс. 300 человек, то есть 400 тыс. человек — это около 20% от общего числа. Огромное количество людей, в частности и на авторынке, которые занимаются торговлей. Здесь мы видим перебор», - озвучил первую причину С.Пономарев.
Второй фактор, по словам президента ассоциации, заключается в том, что перед вступлением Кыргызстана в ЕАЭС многие предприниматели планировали заработать, пригнав машины из Латвии, Японии или Европы и перепродав их в зону союза. «Эти ожидания оказались несоответствующими действительности. Почему? Потому что надо понимать специфику данного бизнеса, надо быть достаточно подкованным в ценовой политике на любую из машин, которую привозят наши непрофессионалы. Люди, которые до этого никогда не занимались этим бизнесом. Многие из них заложили квартиры или взяли кредит. Эта вторая категория непрофессионалов и обрушила существующую на авторынке ценовую политику. Во-первых, дополнительные предложения ограничили спрос, и когда стала четко видна тенденция, что машины через несколько месяцев подешевеют, покупатели взяли паузу. Покупатели охотились только на те машины, владельцы которых предлагали цены на 25-40% ниже рыночной. У кого «горит» кредит или недвижимость, продают машины очень дешево и после того, как покупатели видят, что машина «ушла» по такой-то цене, продать авто по более высокой цене мало кому удастся. В результате мы видим, что ценовая политика падает, так как предложение превышает спрос», - пояснил С.Пономарев.
Глава ассоциации добавил, что третий фактор заключается в подорожании доллара США и снижении стоимости национальной валюты. «Машины мы [автовладельцы] продаем за доллары, вне зависимости от того, что в Европе купили ее за евро. Раз машины «идут» за доллары, то нельзя не вспомнить, что доллары в последнее время сильно потяжелели. Когда считаешь стоимость машины в сомах при курсе доллара 54, понимаешь, что сегодня эта же машина в сомах при нынешнем курсе доллара в 76 сомов стоит столько же. Получатся, что в долларах она подешевела минимум на 30%, но в сомах цена осталась на том же уровне», - разъяснил президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг.
По его словам, снижение цен, сформированное таким образом, способствует приостановлению покупательской способности. «Покупатели сегодня диктуют условия, потому что на рынке всегда есть люди, которые уже не зарабатывают на этом бизнесе, а избавляются от машин. Покупатели, в свою очередь, ищут тех, кому срочно нужны деньги и кто продаст авто ниже рыночной цены», - сказал он.
«Четвертый момент мы пока еще не почувствовали. Каждые полгода у нас автоматически на 50 центов на 1 кубический сантиметр поднимается таможенная очистка «свежих» машин, которые приходят к нам из других стран. Разница между машинами, которые сегодня есть на рынке и уже прошли таможенную очистку с теми, которые только завозятся — колоссальная. Как мы к этому привыкнем, я не знаю», - высказал свое замечание С.Пономарев.
Следующим фактором влияния, по его мнению, являются дилеры официальных центров различных автопроизводителей. «К примеру, Toyota center. Новая Toyota Corolla в этом центре продается за $13 тыс., к тому же на нее дается 3 года гарантии. На рынке б/у машин за 13 тыс. чего только нет. То же самое у BMW, у которых есть интересные варианты с точки зрения ценовой политики и маркетинговых позиций. Я думаю, дилерская линейка Nissan [Япония], Mazda [Япония], Renault [Франция] и другие бренды известных автомобильных компаний-производителей будут из года в год расширяться на нашем рынке, в то время как рынок поддержанных машин будет иметь серьезные последствия», - сказал он.
«Также есть такой момент, у нас появились авто-челноки, которые ездят в Москву закупать джипы двухсотые [Toyota Land Cruiser 200], которые из-за разницы курс рубля и доллара становятся достаточно выгодными. Эта категория челноков также способствовала тому, чтобы рынок обрушился. В целом, такой спектр разных нюансов привел к тому, что рынок автозапчастей и автомобилей сегодня «стоит», - завершил перечисление причин С.Пономарев.
Есть ли свет в конце туннеля и возможно ли реанимировать авторынок?
По словам президента Ассоциации рынков, данную ситуацию легче было предупредить, нежели в разгар кризиса принимать меры по реанимированию и урегулированию.
«Года 3 назад я предлагал Министерству экономики начать делать аналитические обзоры о том, куда вкладывать деньги, а куда нет. Но там говорят, что у них нет средств. Однако если бы раньше министерство предупредило и рассказало о возможных проблемах, добавив 1-2 аргумента и приоткрыв занавес, люди бы задумались. Приоткрыв занавес, например, о том, что будет готовиться внутренний документ, согласно которому машины, завозящиеся с сентября 2014 года, должны будут проходит таможенную очистку, а машины, которые «зашли» до 1 января 2014 года, можно будет завозить в Казахстан, Белоруссию, Армению без таможенной очистки. Эти моменты способствовали бы предупреждению сложившейся ситуации», - высказал мнение С.Пономарев.
Он отметил, что в сложившейся ситуации выход один — избавляться от купленных машин и в будущем научиться жить по новым правилам. «Когда дилерские компании создадут совсем другую атмосферу, у покупателей будет выбор между поддержанными машинами более высокого класса и новыми машинами с трехлетней гарантией. Это будет новая реальность и к этому надо быть готовым. Кому-то стоит подумать о перепрофилировании своего бизнеса, кому-то объединиться и создать ОсОО, увеличив капитал, а затем самим проводить маркетинговые инструменты для того, чтобы быть наиболее конкурентоспособными», - завершил С.Пономарев.
Ситуация на авторынке: Продавцы стараются вернуть свои деньги, но рынок «мертвый»