Газобаллонное оборудование (газовое оборудование) автомобиля — дополнительное оборудование, позволяющее хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания газообразное топливо.
Сейчас у нас становится популярным установка газо-балонного оборудования, стали появляться много сервисных мест которые специализируются на этом. В основном у нас устанавливают оборудование 4 го поколения, в частности производства европейских стран (Польша, Италия и др.), которые работают на пропан-бутане, потому что на газо-заправках именно пропан-бутан, есть которые работают и на метане. Принцип работы ГБО особо то и не отличается от работы обычной топливной системы, где в впускной коллектор топливо передается под давлением создаваемый бензонасосом и в ГБО газ уже при заправке закачивается под высоким давлением, а редуктор устанавливаемый с ГБО снижает давление перед подачей топлива в двигатель.
Так, рассмотрим систему ГБО более детально:
- Газовый баллон.
- Мультиклапан / Вентиль баллонный.
- Выносное заправочное устройство (ВЗУ).
- Регулятор давления (редуктор-испаритель).
- Фильтр газа.
- Рампа газовых инжекторов.
- Электронный блок управления (ЭБУ) системой ГБО.
- Датчик давления и разряжения газа.
Газ из баллона идет по трубкам высокого давления в редуктор-испаритель (4), там давление понижается до 1 атмосферы. А потом на газовый фильтр (5) здесь остаются взвешенные частицы, которые присутствуют в составе пропан-бутана. Для метана фильтр не используется. Метан сразу подается в камеру сгорания двигателя, через газовые инжекторы (6). К каждому цилиндру двигателя газовое топливо идет через отдельную форсунку. Таким образом, для четырехцилиндровых двигателей ставятся газовые инжекторы с четырьмя форсунками. Вся система контролируется блоком управления (7). В ГБО 4-го поколения стоит электронный блок управления (ЭБУ), который считывает сигнал времени открытия бензиновых форсунок от блока управления бензиновой системой и определяет оптимальное время открытия форсунок газовых инжекторов. Блок управления ГБО позволяет переключать сигнал с бензиновых на газовые инжекторы, блокируя подачу бензина. В салоне автомобиля устанавливается кнопка-переключатель режимов газ и бензин. В любое время, как на ходу, так и на холостых оборотах, можно переключаться с бензина на газ и обратно.
Заправка газа:
Газ закачивается в баллон (1) под давлением, посредством заправочного пистолета, который крепится к выносному заправочному устройству (ВЗУ — 3). ВЗУ можно поставить в люк, где находится отверстие для заправки бензина, можно в бампер, а можно просто оставить в багажнике. ВЗУ оснащено предохранительным заправочным клапаном. Заправка заканчивается автоматически, когда баллон заполняется на 80% специальный поплавок блокирует поступление подачи топлива, специальный поплавок подгибается до максимально возможного положения закрывая мультиклапан (2). Мультиклапан — это и есть первый уровень безопасности ГБО.
Преимушества и недостатки ГБО
Преимушества:
1. Дешевизна по сравнению с бензином и дизелем
Сейчас цена на бензин в Бишкеке составляет: Аи-92 – 32.2 сом, Аи-95 – 36.5 сом, ДТ – 30.5 сом, газ-17,50 сом. То есть дешевизна природного газа на лицо. Стоимость установки оборудования (от 25 до 85 тыс.сомов в зависимости от производителя, – достаточно ощутимая разовая трата, но в среднем при пробеге более 15 000 км за год оно окупается. Ещё сказывается и небольшая экономия на обслуживании двигателя и сроке службы свечей.
2. Долговечность двигателя
У газа высокое октановое число, а это значит что газ дольше сгорает, тем самым вероятность детонации исключается и также уменьщаются нагрузки на двигатель. Газ перед подачей в двигатель более равномерно смешивается с воздухом, тем самым смазочная пленка не смывается со стенок цилиндров, не загрязняет масло и не делает его более жидким, а это залог долговечной службы двигателя.
3. Экологичность
По экологичности с газом, бензин и дизель не идут в сравнение. От двигателя работающем на природном газе,выбросы вредных веществ такие: на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше выбросов твердых частиц, чем дизельный или бензиновый двигатель у которого стоит окисляющий каталитический нейтрализатор.
4. Мобильность
При установке газобаллонного оборудования, газ идет как дополнение к основному виду топлива (бензина или дизеля). Таким образом, можно использовать различное топливо по очереди, это увеличит максимальный пробег почти в два раза.
5. Пожаробезопасность
Несмотря на взрывоопасность газа, современные ГБО безопасные. Если устанавливать газовые оборудования от проверенных и известных производителей и своевременно проходить ТО, то наличие ГБО безопасно также как и ее отсутствие. Современные баллоны оснащаются всеми необходимыми клапанами безопасности и сами баллоны устанавливают в автомобиле с учетом того, что даже при аварии максимально исключить их повреждение. Некоторые производители проводят испытания для проверки безопасности, делают проверочные аварии (удар по машине устраивали так чтобы максимально повредить баллон с газом) и даже поджигали повреждённый автомобиль – результаты теста были признаны удовлетворительными.И кстати, чтобы вовремя распознать утечку, в газовую смесь добавляют специальные пахучие вещества. Если в салоне появился неприятный запах то следует срочно проверить герметичность системы ГБО.
Недостатки
1. Малое количество заправок
Количество газозаправочных станций в Кыргызстане не большое. Именно это, один из самых главных минусов. Причина этому, более высокие технические требования к безопасности самих ГАЗС, так и сложность организации транспортировки и хранения газа. Заправка газом производится медленнее, чем бензином и требует большего внимания при креплении оборудования.
2. Снижается мощность и динамические показатели автомобиля
Мощность двигателя, питаемого голубым топливом, снижается на 10-15%, максимальная скорость движения снижается на 5-6%.
3. Невозможность эксплуатации при низких температурах и особое внимание при высоких
При минусовой температуре (- 10°С) газ сжижается и перестаёт попадать в систему, к тому же газ имеет более низкую температуру воспламенения, что делает невозможным пуск двигателя на газе (старт возможен только на бензине). При высокой температуре надо следить чтобы машина не перегревалась, это может привести к увеличению давления и разгерметизации баллона.
4. Увеличивается вес автомобиля и сокращяется объем багажика
С установкой ГБО к массе автомобиля прибавляется 50- 60 лишних кг, и уменьшается объём багажника. Если оборудование установлено не на месте запаски (такое размещение очень популярно в Европе и часто используется при заводской установке), а установлен за спинкой сидений, то делается невозможным перевозки дальномерных грузов. И езда без запаски тоже как то рискованно.
5. Опасность утечки
Если замечена даже малейшая утечка газа в салон автомобиля или в багажник, а также в подкапотное пространство, надо срочно проверить все элементы оборудования на герметичность и в срочном времени ликвидировать утечку. Нужно особое внимание уделять к фиксатору баллона, при слабом закреплении на месте, увеличивается вероятность разрыва газо-шлангов.