Электронные системы стабилизации
Средства безопасности на авто делятся на пассивные и активные, к первым можно отнести ремни безопасности, подголовники, подушки безопасности и др., ко вторым относят уже многим известные ABS, ESP. Основной задачей активных систем безопасности заключается в том чтобы водитель смог предотвратить возможную аварию и в том чтобы водитель не испытал на себе работу средств пассивной безопасности. ABS и ESP которые как говорилось в выше относится к активным системам, из них ABS помогает водителю при торможении, ESP стабилизирует движение машины. Расмотрим по подробнее:
При торможении помогают ABS...
Первой электронной системой безопасности считается ABS или же антиблокировочная система тормозов. Эта система не дает полностью блокировать вращение колес при экстренном торможении, а это значит что у машины сохранится управляемость, и появляется шанс объехать препятствие, а при полностью заблокированных колесах какие либо маневры невозможны.
При резком торможении с датчиков установленных на колесах, ABS определяет момент блокировки и начинает управлять тормозами. Срабатывание ABS можно узнать по характерным вибрациям педали тормоза, и здесь важный момент, специалисты советуют не отпускать педаль а жать сильнее, чтобы повысить эффективность.
Со временем чтобы ABS стал более эффективным к нему добавили еще одну систему, EBD(система электронного распределения тормозного усилия). С этой системой приложенное тормозное усилие равномерно распределяется по всем четырем колесам. Тем самым при торможении каждое колесо получает оптимальную степень торможения и хорошое сцепление с дорожным покрытием, значит машина останется более стабильной при экстренном торможении.
От силы нажатия на педаль тормоза напрямую зависит и эффективность экстренного торможения. И чтобы усилить нажатие на тормоз придумали такую систему как ВА(система помощи при экстренном торможении).
ВА включается когда водитель нажал резко на тормоз но не сильно, измеряет степень быстроты и силу нажатия на педаль и при необходимости увеличивает давление в тормозной системе. Помогает сократить тормозной путь и вероятность столкновения.
Надо помнить что АВS, EBD и ВА начинают выполнять свои функции когда водитель нажимает на тормоз.
Стабилизирующие помощники при потере контроля
Причиной частых аварий является потеря контроля над машиной из за резкого торможения с последующим уходом в не управляемый занос или же от природных условий. И в помощь водителю производители начали разрабатывать электронные системы, которые помогут предотвратить ДТП. Такие системы как ASR и ESP помогут водителю максимально стабилизировать машину и избежать возможное столкновение. Расмотрим системы ASR и ESP по отдельности.
Система антипробуксовки ASR (Anti-Slip Regulation), также еще называют TRC (Traction control), разработан для предотвращения буксовки ведущих колес
В работе этой системы участвует вышесказанный ABS, система ASR с датчиков ABS узнает что колеса буксуют и понижает обороты двигателя, если будет необходимо тормозит нужные колеса. Водитель как бы не нажимал на газ, машина не будет буксовать.
В некоторых случаях работа этой системы может не дасть машине поехать. Такое случается когда дорога очень скользкая, потому что на льду колеса будут сразу же буксовать а система будет блокировать вращение колес, и для таких моментов в салоне должна быть кнопка для отключения данной системы.
Надежной системой активной безопасности автомобиля на этот момент считается система курсовой устойчивости ESP(Electronic Stability Program).
Система ESP в своей работе использует возможности всех систем которые были приведены в выше. Эта система может помочь не только предотвратить опасную ситуацию, может предугадать возникновение опасных ситуаций. Помимо датчиков предыдущих систем эта система использует большое количество своих датчиков. Основные датчики собирают данные о скорости вращения колес, положении руля, угловой скорости и поперечного ускорения.
Также такая система поможет быстро выровнить машину при столкновении или заносе.
ESP начинает работать когда появляется вероятность ухода авто в занос или при потере управления над авто. Система работает постоянно, ведет учет о настоящем положении машины с помощью своих датчиков. ESP за очень короткое время(15-20 миллисекунд),
определяет, какие колеса нужно притормозить и насколько необходимо снизить обороты двигателя для стабилизации движения автомобиля.
Также помимо этого современные системы стабилизации помогают водителю максимально быстро выровнить машину. Вмешиваясь в работу усилителя рулевого управления, «продвинутое» ESP позволяет вращать руль в необходимую для стабильности сторону намного легче, чем в противоположную.
Система ESP на авто стали ставить более десяти лет назад, и за это время ESP совершенствовали и дополняли разными функциями.
Важность системы курсовой устойчивости отметила даже авторитетная организация EuroNCAP, которая проводит тесты на безопасность автомобилей. С 2009 года без наличия ESP уже в базовой комплектации тестируемой модели максимальную оценку получить не удастся.
Надо всегда знать что наличие на авто самой современной системы безопасности не отменяет принципы физики, и не берет под свой полный контроль над управлением если водитель пьян, поэтому полагаться полностью на системы активной и пассивной безопасности не стоит!