Генпрокуратура обозначила две схемы, по которым в КР завозились контрабандные автомашины:
Первая схема
Она заключалась в том, что автомашины первоначально приобретались в странах восточной Европе, в большинстве случаев в Польше, Литве и других странах, на них изготавливались поддельные свидетельства о регистрации транспортных средств Российской Федерации, Республики Казахстан, где владельцами автомашин указывались граждане упомянутых стран, их же данные указывались как продавцы и в подложных договорах купли-продажи автомашин, покупателями же в данных договорах указывались уже граждане КР.
Подложные документы представлялись в ДРТС, где должностные лица, действовавшие в сговоре с указанной группой лиц, в нарушение правил регистрации автомототранспортных средств, без наличия автотранспортных средств, производили их первичную регистрацию и выдавали государственные номерные знаки КР и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Полученные незаконным путем госномерные знаки КР и свидетельство о регистрации транспортного средства направлялись в страны Европы, где приобретались автомашины и с их использованием, контрабандным путем ввозились на территорию ЕАЭС, под видом ранее ввезенных и уже оформленных в КР автомашин.
По всем фактам контрабандного ввоза автомашин правоохранительными органами возбуждены уголовные дела как в отношении лиц непосредственно занимавшихся контрабандой, так и в отношении должностных лиц ДРТС вовлеченных в совершение преступлений.
Вторая — коррупционная схема
Выявлена правоохранительными органами, в которую были вовлечены сотрудники таможни. Она осуществлялась следующим образом - товары ввозимые на территорию Кыргызской Республики из других стран не являющихся членами ЕАЭС, в таможенных документах указываются как транзитные, то есть подлежащие вывозу за пределы Таможенного союза.
Однако фактически эти товары остаются и реализуются на территории Кыргызской Республики, процедура же таможенного оформления лжетранзита завершается составлением со стороны сотрудников таможенной службы фиктивных документов о якобы вывозе товаров в сопредельные страны не входящие в Таможенный союз. По всем выявленным фактам также возбуждены уголовные дела по соответствующим статьям УК КР.
Гепрокуратура отметила, что в соответствии с решением Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ от 23 мая 2018 года на территории Кыргызской Республики были организованы и проведены международные мероприятия, как 18-е заседание Комитета глав правоохранительных подразделений, 17-е заседание Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва, 3-е заседание рабочей группы Комитета глав правоохранительных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере, 14-е заседание рабочей группы Комитета глав правоохранительных подразделений по вопросам таможенных расследований и дознания.
В соответствии с решением Комитета глав правоохранительных подразделений и регламентом информационного взаимодействия Комитета, сотрудники ГТС задействованы на международном канале Круглосуточных контактных пунктов и операционной платформе Всемирной таможенной организации CEN и CENcomm.